Общество

Деревенька Земцова Буда

В очередной раз своими рассказами-воспоминаниями о земляках с Оксаной Калининой поделились Леонид Стрелков и Раиса Кобанова

— Ещё в далекие довоенные годы жила в нашей деревне многодетная мать Анастасия Ульяновна Мозалёва (все её называли Настей). Было у неё семеро детей — четыре сына и три дочки. Конечно же, жизнь её была нелегкой. Мой рассказ об одной из ее дочерей Анисье Петровне Кобановой, 1924 года рождения. Местные жители звали её Анистя.

Когда началась война, будучи подростком, Анисья вместе со своими старшими братьями завербовалась для работы в тылу под Сталинградом. Там они рыли противотанковые рвы, не щадя себя, трудились везде, куда бы их ни отправляли. А потом их перебросили за Урал, в город Нижняя Губа, там они работали на заводах, делали продукцию для оборонки: танки, снаряды, оружие… Жить и выживать было очень трудно: голодали, перемерзали около станков, но всеми силами старались приблизить победу.

Там она встретилась со своим первым мужем — инженером, 1921 года рождения — Федором Гавриловичем Стрелковым, уроженцем деревни Поповка Шумячского района. Туда и вернулись они после войны, где в 1946 году у них родился сын Леонид. На деревне Фёдор славился как хороший гармонист.

ПЕТР

Но их семейная жизнь не заладилась, и Анистя с сыном вернулась в родную Буду к матери, с которой проживала ещё и младшая сестра Уля. Деревенская хатка была совсем маленькая, ещё довоенной постройки, начиналась сразу из земли, без фундамента, с соломенной крышей.

Стала она трудиться в колхозе. Брат Григорий без вести пропал на войне, Степан и Василий после войны приобрели профессии и остались жить в Ленинграде, Петр переехал в Сычевку, трудился трактористом.

В 1960 году Анистя снова вышла замуж — за парня из деревни Капыловка Петра Никитьевича Кобанова, 1925 года рождения. Он был участником партизанского отряда «13» в Монастырщинском районе.

В 1962 году у них родилась дочь Раиса, и снова семейное счастье было недолгим. Когда Рае исполнилось четыре годика, Петра не стало. Так и поднимала в одиночку Анистя двоих детей. От зари до зари трудилась на общих работах в полеводстве и на ферме. По крохам скопила деньжат и в деревне Гоголевка купила деревянный сруб избы. Умелые будянские плотники помогли перевезти сруб, и в Буде поставили для Анисти новый дом. Во многом помогли младший брат мужа Николай с женой Просей (у них не было детей, а в племяннице Рае они души не чаяли).

Леонид не бросал свою мать, помогал ей во всём. А сосед, дед Сёмка, учил его, как сделать косу, отклепать, как под зиму закопать копец с картошкой, и многим другим хозяйственным премудростям.

Николай Никитьевич Кабанов, 1932 года рождения, его жена — Прасковья Михайловна, 1930 года рождения (все звали её Просечкой).

— Николай трудился шофером, потом плотником и на общих работах. Просечка — в полеводстве и на ферме. Они были очень хорошими и добрыми людьми. Своих детей у них не было, и Прасковья уделяла внимание всем будянским детишкам. Старалась, баловала их всякими сладостями. Её приглашали на все праздничные застолья, многим ребятишкам она стала крёстной мамой. Вот такой доброй бабушкой-феей она запомнилась мне с детства. На окошках у неё цвело всегда много цветов герани, а под окном — пышные гортензии.

После окончания Троицкой школы Леонид в городе Починок отучился на тракториста и до армии работал в колхозе на гусеничном тракторе «ДТ-54» (председателем в то время был Юрасов).

Наставники Леонида, опытные трактористы Николай Баранов и Шурик Тригубов, во время практики сполна делились с ним своим опытом. В 1968 году после службы в армии он вернулся в колхоз. Теперь уже продолжал работать и набираться опыта на «МТЗ-50». За хорошие показатели в работе ему дали новый трактор «МТЗ-80», на котором отработал до 1998 года. Затем до 2007 года продолжал трудиться слесарем на ферме. Общий трудовой стаж 44 года, что позволило стать ему ветераном труда.

За все это время пришлось поработать с разной прицепной техникой: плугами, граблями, сеялками, картофелесажалкой, бочкокантователем сена, пресс-подборщиком. Трудился и на картофелеуборочном комбайне.

Жена Людмила была из соседней деревни Полевичева Буда. До 1981 года они жили в Буде, а потом, как и многим другим работникам колхоза «Волна», Леониду построили дом в Сычевке, куда он и переехал с женой и двумя дочерьми. Людмила трудилась на ферме телятницей и дояркой.

ЛЕОНИД

В 1995 году в Буде сгорел дом матери Леонида со всем нажитым ею имуществом. Он, конечно же, забрал мать к себе, и одиннадцать лет она жила вместе с ними в Сычевке. Жили дружно, ссориться не было причин. Три года назад от коварной болезни Людмила ушла из жизни.

С Леонидом Федоровичем мы живём по соседству, — рассказала в завершении беседы Оксана. — В этом году ему исполняется 75 лет. Порой его, как и меня, накрывает волна воспоминаний, и он берёт вечером в руки баян и наигрывает любимые мелодии. Его верный пёс Мухтар, заслышав эти звуки, начинает «подпевать» хозяину. Так и листается жизнь неделя за неделей… На выходные ждёт с нетерпением в гости своих дочерей и внучку.

Из воспоминаний Оксаны Калининой.

Записала Вера БОБРОВА