Общество

Тамара Георгиевна «Жизнь — это движение»

Каждое утро отвожу ребенка в сад. Идём мы с сынишкой по центральной улице посёлка, приближаемся к дому Тамары Георгиевны Говорковой. Пройти мимо него и не остановиться просто невозможно. Какой у нее шикарный, бесподобный цветник! Такое чувство, что перед тобой великолепная картина неизвестного художника. Причём, когда автор её писал, настроение у него было точно весёлое, игривое, если хотите. Такое чувство, что кисточкой он водил в хаотичном порядке, даже не обращая внимания на выбранный цвет краски. Итог — яркое, играющее всеми цветами радуги произведение искусства. Конечно, мы зашли в гости к хозяюшке и предложили ей поучаствовать в нашем конкурсе «Мой любимый дворик».

Себе — на радость, другим — на заглядение

 Когда я её побеспокоила своим визитом, хозяюшка собиралась красить окна. Но она не рассердилась на меня за то, что отрываю ее от домашних забот, а наоборот, встретила очень радушно, с улыбкой. Пригласила в дом, показала, как живёт, даже приоткрыла дверь кладовки и похвасталась своими заготовками на зиму. Сказать, что я была удивлена, ничего не сказать. Тамаре Георгиевне 85 лет. Я вообще уважаю возраст и всегда считаю, что если человеку за 80, то ему хочется уже просто отдыхать — полежать, посидеть, почитать, но это точно не про нашу героиню.  В доме у Тамары Георгиевы такая чистота! Не у каждой молодой девушки такой порядок. Окна вымыты, висят симпатичные занавески, цветочки в горшочках, паласы, коврики, покрывала — всё на своём месте. А заготовок сколько! На половину посёлка хватит!

Не сдержалась:

— Куда вам столько?

— Надюшенька, у меня дети, внуки. Все витаминчики для них! — смеётся Тамара Георгиевна.

  Сразу скажу, что двор у нашей хозяюшки впечатляет своими размерами. Вообще первое впечатление, что тут живёт семья, причём семья работящая, со взрослыми детьми, которые уже вовсю помогают по хозяйству. Здесь и картошка посажена. Мало того, ни одной травинки, ни одного колорадского жука. Огромная капуста (невольно вспомнила свои чахлые намеки на кочаны), «госпожа свекла» и «царица морковка», и лук тут, и чеснок. А какие у Тамары Георгиевны в парнике краснеют помидоры, да ещё в огромном количестве!

Ну и самое потрясающее — это, конечно же, необыкновенной красоты цветник! Любовь к цветам у женщины с самого детства.

Мама, смотри: цветики

Однажды девочка, гуляя с мамой по родной деревне, увидела красивую клумбу, на ней росли мальвы. Тамара закричала: «Мама, смотри: цветики! Хочу цветики!» И так потом приставала к родительнице, что той пришлось выделить дочери небольшой участок в огороде под цветник. Тамара с удовольствием начала облагораживать выделенную ей территорию. До того времени у них не было цветов, матери просто некогда было ими заниматься. Но об этом чуть позже…

Изначально участок у дома использовался только для овощных культур. Только возле парника для себя наша героиня посадила небольшой кустик крокусов.

Однажды в гости к Тамаре Георгиевне приехали родные, и маленький внук, увидев цветок, стал просить его к себе домой. Конечно, ему его выкопали. 

Именно с тех пор хозяюшка выделила для своих цветов на участке законное место. Чего тут только нет! Названия многих Тамара Георгиевна даже не помнит. Здесь можно встретить бархатцы, крокусы, георгины разных цветов, гиацинты, ромашки, тюльпаны, лаватеру, флоксы, розы и многие, многие другие.

Почётное место на участке, прямо в самом центре, хозяйка выделила лилиям, они тут просто царские. Мало того, что сами цветки огромные, ещё и одна веточка получается как целый букет. Семена и луковицы растений женщина покупает на рынке, причём не все подряд, а такие, чтобы не как у всех. Ещё меняется с соседками и подружками.

На просьбу жителей нарезать красивый букет никогда не отказывает, денег за это не берёт. Помнит один случай: года два назад у дома остановилась огромная фура, и стучится к ней молодой коренастый парень.

 Тамара Георгиевна испугалась: кто такой, чего хочет?

 А парень с улыбкой говорит:

— Бабулечка, продайте ромашек, моя супруга их обожает.

Хозяюшка, конечно же, не смогла отказать, нарезала парню красивый букет и просто вручила их парню, как всегда безвозмездно!

От автора. Пока я слушала Тамару Георгиевну, вспомнила, что несколько лет назад мой супруг приехал из командировки с огромным букетом ромашек. Рассказывал потом: «Остановился у дома, там цветов видимо-невидимо, попросил, и бабушка не отказала». Может быть, это и был мой Артём.

В прошлом году 11 декабря Тамара Георгиевна поскользнулась и сломала ногу. Перелом был сложный, и очень долгое время нога была в гипсе. Но не это волновало нашу героиню, а то, что на дворе уже весна, пора идти и сажать цветы, овощную рассаду даже не столь важно, а вот цветы… Делать нечего, от помощи детей женщина отказалась.

 «У них своих забот хватает», — говорит. И вот так потихоньку с больной ногой, с палочкой посадила свои любимые цветы. Вот так настоящая любовь даже к растениям творит чудеса. И болезни не помеха — всё равно посажу!

  Хозяюшка очень любит цветы, заботливо за ними ухаживает. Каждое утро с ними здоровается и обрывает подсохшие лепестки.

— Тамара Георгиевна, откуда у вас столько сил содержать такой участок и дом?

— Во-первых, я живу для своих родных, они приедут в гости, а у меня такая красота вокруг. Во-вторых, жизнь — это движение. Однажды встретила своего знакомого, он говорит: «Тамара, а почему ты хромаешь, ноги болят?» И посоветовал мне как можно больше ходить и заниматься физическим трудом, через силу, через боль, но трудиться, а я по-другому и не умею, с детства приучена к труду.

А жизнь-то была непростой

Тамара Георгиевна рассказала нам немного о своей жизни:

— Родилась и выросла я в деревне Манюки Монастырщинского района. Моя мама Анна Марковна растила нас с младшим братом одна. Отца я совсем не помню, он погиб на Севере. Очень тяжело нам было, жили бедно, мать, чтобы нас прокормить, бралась за любую работу: и телятницей работала, и на полях. Я помогала как могла, везде была с мамой. Мы и солому стоговали, днем собирали лен, а вечером до самой ночи отбивали снопы, все своими руками. А с утра шла в школу, закончила я 8 классов в нашей деревне и поступила в 9-й класс в Монастырщинскую школу. Но отучиться мне не удалось из-за болезни. У меня заболел глаз, признавали, как по старинке говорили, золотуху. Глаз напрягать нельзя было, и учебу пришлось бросить. Но дома сидеть не будешь же, нужно маме помогать. У нас в колхозе тогда был добрейшей души председатель, он предложил мне пойти работать дояркой, я и согласилась. Ой, Наденька, какой это тяжёлый труд! Дали мне группу первотёлок, кто работает в сельском хозяйстве, знает, что их очень трудно раздоить. Было у меня 25 коров. Вот и доила, всё вручную. Это сейчас всё автоматизированное, а тогда нелегко приходилось. Тем более приходилось работать за двоих, я и навоз с коров счищала, и зелёнку сама носила, и траву косила, этому ремеслу меня дедушка мой научил. Была у меня любимая коровка Беляночка, она давала мне 30 литров в сутки. Как я её любила! Всегда поговорю с ней перед дойкой, слово ласковое скажу, горбушку хлеба дам. Однажды она стала телиться, роды тяжёлые были, вытащили мёртвого телёночка. Как я переживала, рыдала навзрыд. А мама меня ругала, мол, нельзя всё так близко к сердцу принимать, а председатель тогда говорил: «Не ругайте её, Анна Марковна, из девочки будет толк!»

Так я осталась в колхозе работать. Мои первотёлки стали мне давать хорошие надои молока, и я всегда выходила передовой дояркой по району. Вот так.

Работа работой, а что ж я, молодая, интересная, все мои подружки уже женихались вовсю. Как-то пошли мы с девчонками пешком в деревню Буду на танцы. Там я познакомилась с парнем — Леонидом.  Простой был парнишка, работящий, приглянулись мы друг другу, стали встречаться, общаться и вскоре поженились. Пожили мы немного в деревне Буде, но работы там как таковой не было. А в моей родной деревне совхоз на тот момент развивался хорошо, и мы решили переехать к моей маме. Леонид устроился в колхоз трактористом, а я пошла работать на почту почтальоном. Было у меня несколько деревенек в обслуживании, и вот я на велосипеде развозила посылки, письма, газеты людям. Раньше много выписывали газет, да и писем не меньше писали. Ездила я на велосипеде, с двух сторон на руле неподъёмные сумки, да и багажник с заду забит посылками. Но работать мне очень нравилось. Отработала почтальоном я больше 30 лет.

В 1971 году переехали мы с супругом в райцентр, в Монастырщину, вот в этот дом, в котором я сейчас и живу. С Леонидом мы родили и воспитали двух дочек — Татьяну и Любовь. Прожили мы с супругом в счастливом браке 39 лет. В 1996 году его не стало… И вот я 27 лет живу одна. Я и баба, и мужик. Есть у меня близкие подруги, мы друг друга поддерживаем во всём, помогаем друг дружке чем можем, в гости ходим, так чайку попить и поболтать о том о сём. Вот так и живём.

Замечательный у нас разговор с Тамарой Георгиевной получился. И о жизни, и о работе, и о любимых цветах. Мы, кстати, с Тамарой Георгиевной  подружились, буду по возможности забегать к ней в гости поболтать, а может, когда и совета жизненного спросить.

 Надежда БОЛДЫРЕВА