Интервью,  Общество

Проверки на дорогах

Строчки знаменитой песни о том, что служба правоохранителей опасна и трудна, и на первый взгляд как будто не видна, вполне можно посвятить и сотрудникам Госавтоинспекции (ГИБДД), чей профессиональный праздник отмечается в России 3 июля.

Действительно, несмотря на непогоду, время суток и день календаря сотрудники ГАИ, вооружившись жезлом, алкотестером и завидной выдержкой, несут службу на смоленских дорогах. И кто знает, сколько жизней им удалось спасти, задерживая пьяных водителей,  подростков без прав или лихих мотоциклистов? А вы говорите — не видна.

О погонях, сплошных проверках, высоких промилле и несоблюдающих ПДД автолюбителях    – наш разговор с начальником отделения ГИБДД МО МВД России «Починковский», майором полиции Сергеем  Арбузовым.

Досье.

Сергей Михайлович Арбузов. В органах — с августа 2004 года. Работал в  подразделении по экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по г.Смоленску, отдельном батальоне ДПС ГИБДД УМВД России по г. Смоленску, ОГИБДД УМВД России по г.Смоленску, с августа 2018 проходит службу в ОГИБДД МО МВД России «Починковский» в должности руководителя подразделения.

— Сергей Михайлович, расскажите, пожалуйста, о своем коллективе…

— Подразделение состоит из 15 человек, включая 8 инспекторов ДПС. Территория обслуживания включает три района – Починковский, Монастырщинский и Хиславичский.

Сегодня в подразделении — полный кадровый комплект.

Порядка 70 процентов инспекторов служат более 10 лет. 30 процентов – молодежь  либо сотрудники, переведенные из других подразделений области. На мой взгляд, привлечение неместных сотрудников – хорошая практика. Ведь они практически никого не знают здесь, на данных территориях у них друзей, соседей или родственников, а, значит, нет и соблазна оставить тех без наказания в случае нарушения  ими ПДД.

— Как подразделение по показателям работы выглядит по сравнению с другими?

— В прошлом году мы были в пятерке лучших, в этом году, к сожалению, не удержались на этом месте. Причина? В течение 2021 года на  территории трех районов было трое погибших в ДТП, а за неполные 6 месяцев этого года – уже четверо.

Весной два человека (водитель и пассажир) погибли и еще один пострадал в аварии на границе Шумячкого и Починковского районов. Вторая смертельная авария случилась с участием велосипедиста в Починке, и третье ДТП произошло в Монастырщинском районе, где получил смертельное ранение мотоциклист.

— Каково состояние дорог в районах?

— Исходя из небольшого финансирования  в МО проводится только ямочный ремонт и нанесение дорожной разметки. Если участок дороги подпадает под реконструкцию или капремонт, мы вносим предложения о включении в перечень работ также обустройство пешеходных переходов, совмещенных с искусственными неровностями. Тогда водитель обязан будет снизить скорость.

По нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в этом году продолжится ремонт дороги «Смоленск-Русилово-Упокой-Монастырщина». Планируется отремонтировать участок протяженностью 7 км. В рамках ремонта намечено обустройство  освещения и строительство тротуаров.

— В Смоленске проводятся сплошные проверки, есть ли у вас такая практика и насколько она результативна?

— Два, 2-3 раза в месяц проводим проверки регулярных пассажирских перевозок и проверки с целью выявления нетрезвых водителей. Но мы обязаны уведомить заранее о таких мероприятиях через СМИ, соответственно пропадает эффект внезапности. 

— А как же ежедневные проверки?

— Ежедневно один экипаж выезжает на дежурство, служебное задание формируется исходя из анализа аварийности и учитывая плотность транспортных  и пешеходных потоков. Основная наша задача – добиться снижения количества ДТП с погибшими  и раненными, а также тяжести последствий аварий (определяется как отношение количества погибших на 100 раненых).

— Какие нарушения выявляете?

— Самое распространенное  – езда без водительского удостоверения, либо управление транспортным средством лицом, ранее лишенным права управления.

Возможно, причина в том, что не у всех получается сдать экзамен на водительское удостоверение, кроме в трех районах отсутствует регистрационное подразделение. Человеку за удостоверением надо ехать в Смоленск или Рославль.  

— Наверняка, на втором месте – управление в состоянии алкогольного опьянения?

— Да. И это – основная причина аварий. Лишь только проходя службу в этом подразделении, я впервые увидел, что алкотестер может показывать такие цифры. Мне повстречался водитель, содержание алкоголя в крови которого превышало 3500 промилле (больше, чем максимальный показатель прибора). Прежде чем сесть за руль, мужчина выпил 1, 5 самогона, причем, ехал он лучше, чем ходил…

— А как воспитывать людей, чтобы не садились за руль пьяными?

— За такое нарушение предусмотрен арест до 15 суток либо административный штраф до 30 тысяч рублей, а если нарушитель на  суде говорит, что не может заплатить такую сумму, штраф как правило заменяют на 10 суток содержания в ИВС. К сожалению,  людей злоупотребляющих алкоголем, это не пугает. Как не останавливает и уголовная ответственность за повторное нахождение за рублем в нетрезвом виде. 

На мой взгляд, единственный выход – ужесточать законодательство. И повышать гражданскую ответственность среди населения, чтобы очевидцы активнее сообщали о фактах, когда водитель садится за руль в нетрезвом виде.  

— В Смоленске с наступлением весенне-летнего сезона начинают гонять мотоциклисты. У вас  есть такая проблема?

— Да, причем большинство мотоциклистов игнорируют требования инспекторов ДПС об остановке, не имеют водительского удостоверения либо его лишены, нередко находятся в состоянии алкогольного опьянения, я уж не говорю об отсутствии экипировки, а мотошлем обязателен.

И здесь я тоже выступаю за ужесточение законодательства. В России, к примеру, за неостановку  транспортного средства водителю грозит  штраф 500-800 рублей, в республике Беларусь штраф за такое же на наши деньги составляет 10 тысяч рублей. А неостановка, вызванная преследованием,  карается  лишения права управления. Поэтому там останавливаются все.

С лихачами-мотоциклистами, мы действуем аккуратно – чтобы задокументировать управление мотоциклом, мы ищем их на заправках, у магазинов…

Но, справедливости ради стоит отменить, что есть и законопослушные мотоциклисты, как правило, они состоят в мотоклубах.

— Часто ли имеете дело с несовершеннолетними, которые садятся без прав за руль транспортного средства…

— Недавно такой типичный случай произошел в Починке. Я с командиром отделения ДПС остановил 16-летнего парня на мотоцикле без водительского удостоверения и страхового полиса. Транспортное средство не было  зарегистрировано в установленном порядке и имело ряд технических неисправностей.

На место были вызваны сотрудники ПДН, мать из Монастырщины. В отношении родителей были составлены административные материалы за ненадлежащее  исполнение родительских обязанностей, ряд административных материалов были составлены и  отношении самого водителя. Эвакуатор забрал мотоцикл на штрафостоянку в Смоленск,  парень получил пачку штрафов, а с матерью провели беседу.

Каждый раз, когда случаются подобные инциденты, я предлагаю родителям посмотреть фото из базы ГИБДД с мест ДТП с участием  несовершеннолетних водителей и мотоциклистов, надеюсь, они делают правильные выводы.

-А сколько лет было самому молодому и пожилому водителю, которого вы встречали?

— 14 и 82 года. Дедушка ехал без водительского удостоверения.

— А еще были запоминающиеся случаи в практике?

— Два года назад в сильный снегопад я стал участником погони за водителем, которого не могли в течение 40 минут остановить инспекторы ДПС на патрульной машине. Пришел на помощь коллегам. Водитель, как оказалось, находился в состоянии алкогольного опьянения. Погоня завершилась лишь у границы Глинковского района.

Весной мы получили телефонное сообщение о том, что водитель с признаками алкогольного опьянения едет по федеральной трассе в сторону Смоленска. Машина виляла по всей по всей ширине дороге и создавала опасность для других транспортных средств.

Мы остановили авто в районе деревни Васьково. За рулем находился пожилой мужчина, у которого, как выяснилось, случился инсульт. Но он, ничего не понимая, пытался ехать дальше. Инспекторы ДПС пересадили дедушку в свою машину, один из них отвез пожилого водителя в больницу, другой сел за руль его авто и перегнал его в Смоленск. Дедушка остался жив, месяц спустя мне позвонила его супруга и благодарила инспекторов за помощь.

А еще замечаю, что именно в сельской местности (в городе такого нет) дети при встрече патрульной машины останавливаются и отдают честь…И такое отношение не может не вдохновлять на дальнейшую работу.

— Сергей Михайлович, что бы Вы хотели пожелать себе и коллегам в преддверии профессионального праздника?

— Здоровья, терпения, причем не только самим сотрудникам ГАИ, но и их семьям. Ведь ребята устают – порой работают 4-5 смен кряду по 12 часов, и дома они ждут поддержки понимания. Впрочем, несмотря ни на что, при заступлении на смену у всех инспекторов буквально горят глаза. Они полны решимости ловить  нарушителей – нетрезвых водителей, мотоциклистов и перевозчиков  незаконной продукции.

Олеся Томашова