Проверки на дорогах
Строчки знаменитой песни о том, что служба правоохранителей опасна и трудна, и на первый взгляд как будто не видна, вполне можно посвятить и сотрудникам Госавтоинспекции (ГИБДД), чей профессиональный праздник отмечается в России 3 июля.
Действительно, несмотря на непогоду, время суток и день календаря сотрудники ГАИ, вооружившись жезлом, алкотестером и завидной выдержкой, несут службу на смоленских дорогах. И кто знает, сколько жизней им удалось спасти, задерживая пьяных водителей, подростков без прав или лихих мотоциклистов? А вы говорите — не видна.
О погонях, сплошных проверках, высоких промилле и несоблюдающих ПДД автолюбителях – наш разговор с начальником отделения ГИБДД МО МВД России «Починковский», майором полиции Сергеем Арбузовым.
Досье.
Сергей Михайлович Арбузов. В органах — с августа 2004 года. Работал в подразделении по экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по г.Смоленску, отдельном батальоне ДПС ГИБДД УМВД России по г. Смоленску, ОГИБДД УМВД России по г.Смоленску, с августа 2018 проходит службу в ОГИБДД МО МВД России «Починковский» в должности руководителя подразделения.
— Сергей Михайлович, расскажите, пожалуйста, о своем коллективе…
— Подразделение состоит из 15 человек, включая 8 инспекторов ДПС. Территория обслуживания включает три района – Починковский, Монастырщинский и Хиславичский.
Сегодня в подразделении — полный кадровый комплект.
Порядка 70 процентов инспекторов служат более 10 лет. 30 процентов – молодежь либо сотрудники, переведенные из других подразделений области. На мой взгляд, привлечение неместных сотрудников – хорошая практика. Ведь они практически никого не знают здесь, на данных территориях у них друзей, соседей или родственников, а, значит, нет и соблазна оставить тех без наказания в случае нарушения ими ПДД.
— Как подразделение по показателям работы выглядит по сравнению с другими?
— В прошлом году мы были в пятерке лучших, в этом году, к сожалению, не удержались на этом месте. Причина? В течение 2021 года на территории трех районов было трое погибших в ДТП, а за неполные 6 месяцев этого года – уже четверо.
Весной два человека (водитель и пассажир) погибли и еще один пострадал в аварии на границе Шумячкого и Починковского районов. Вторая смертельная авария случилась с участием велосипедиста в Починке, и третье ДТП произошло в Монастырщинском районе, где получил смертельное ранение мотоциклист.
— Каково состояние дорог в районах?
— Исходя из небольшого финансирования в МО проводится только ямочный ремонт и нанесение дорожной разметки. Если участок дороги подпадает под реконструкцию или капремонт, мы вносим предложения о включении в перечень работ также обустройство пешеходных переходов, совмещенных с искусственными неровностями. Тогда водитель обязан будет снизить скорость.
По нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в этом году продолжится ремонт дороги «Смоленск-Русилово-Упокой-Монастырщина». Планируется отремонтировать участок протяженностью 7 км. В рамках ремонта намечено обустройство освещения и строительство тротуаров.
— В Смоленске проводятся сплошные проверки, есть ли у вас такая практика и насколько она результативна?
— Два, 2-3 раза в месяц проводим проверки регулярных пассажирских перевозок и проверки с целью выявления нетрезвых водителей. Но мы обязаны уведомить заранее о таких мероприятиях через СМИ, соответственно пропадает эффект внезапности.
— А как же ежедневные проверки?
— Ежедневно один экипаж выезжает на дежурство, служебное задание формируется исходя из анализа аварийности и учитывая плотность транспортных и пешеходных потоков. Основная наша задача – добиться снижения количества ДТП с погибшими и раненными, а также тяжести последствий аварий (определяется как отношение количества погибших на 100 раненых).
— Какие нарушения выявляете?
— Самое распространенное – езда без водительского удостоверения, либо управление транспортным средством лицом, ранее лишенным права управления.
Возможно, причина в том, что не у всех получается сдать экзамен на водительское удостоверение, кроме в трех районах отсутствует регистрационное подразделение. Человеку за удостоверением надо ехать в Смоленск или Рославль.
— Наверняка, на втором месте – управление в состоянии алкогольного опьянения?
— Да. И это – основная причина аварий. Лишь только проходя службу в этом подразделении, я впервые увидел, что алкотестер может показывать такие цифры. Мне повстречался водитель, содержание алкоголя в крови которого превышало 3500 промилле (больше, чем максимальный показатель прибора). Прежде чем сесть за руль, мужчина выпил 1, 5 самогона, причем, ехал он лучше, чем ходил…
— А как воспитывать людей, чтобы не садились за руль пьяными?
— За такое нарушение предусмотрен арест до 15 суток либо административный штраф до 30 тысяч рублей, а если нарушитель на суде говорит, что не может заплатить такую сумму, штраф как правило заменяют на 10 суток содержания в ИВС. К сожалению, людей злоупотребляющих алкоголем, это не пугает. Как не останавливает и уголовная ответственность за повторное нахождение за рублем в нетрезвом виде.
На мой взгляд, единственный выход – ужесточать законодательство. И повышать гражданскую ответственность среди населения, чтобы очевидцы активнее сообщали о фактах, когда водитель садится за руль в нетрезвом виде.
— В Смоленске с наступлением весенне-летнего сезона начинают гонять мотоциклисты. У вас есть такая проблема?
— Да, причем большинство мотоциклистов игнорируют требования инспекторов ДПС об остановке, не имеют водительского удостоверения либо его лишены, нередко находятся в состоянии алкогольного опьянения, я уж не говорю об отсутствии экипировки, а мотошлем обязателен.
И здесь я тоже выступаю за ужесточение законодательства. В России, к примеру, за неостановку транспортного средства водителю грозит штраф 500-800 рублей, в республике Беларусь штраф за такое же на наши деньги составляет 10 тысяч рублей. А неостановка, вызванная преследованием, карается лишения права управления. Поэтому там останавливаются все.
С лихачами-мотоциклистами, мы действуем аккуратно – чтобы задокументировать управление мотоциклом, мы ищем их на заправках, у магазинов…
Но, справедливости ради стоит отменить, что есть и законопослушные мотоциклисты, как правило, они состоят в мотоклубах.
— Часто ли имеете дело с несовершеннолетними, которые садятся без прав за руль транспортного средства…
— Недавно такой типичный случай произошел в Починке. Я с командиром отделения ДПС остановил 16-летнего парня на мотоцикле без водительского удостоверения и страхового полиса. Транспортное средство не было зарегистрировано в установленном порядке и имело ряд технических неисправностей.
На место были вызваны сотрудники ПДН, мать из Монастырщины. В отношении родителей были составлены административные материалы за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, ряд административных материалов были составлены и отношении самого водителя. Эвакуатор забрал мотоцикл на штрафостоянку в Смоленск, парень получил пачку штрафов, а с матерью провели беседу.
Каждый раз, когда случаются подобные инциденты, я предлагаю родителям посмотреть фото из базы ГИБДД с мест ДТП с участием несовершеннолетних водителей и мотоциклистов, надеюсь, они делают правильные выводы.
-А сколько лет было самому молодому и пожилому водителю, которого вы встречали?
— 14 и 82 года. Дедушка ехал без водительского удостоверения.
— А еще были запоминающиеся случаи в практике?
— Два года назад в сильный снегопад я стал участником погони за водителем, которого не могли в течение 40 минут остановить инспекторы ДПС на патрульной машине. Пришел на помощь коллегам. Водитель, как оказалось, находился в состоянии алкогольного опьянения. Погоня завершилась лишь у границы Глинковского района.
Весной мы получили телефонное сообщение о том, что водитель с признаками алкогольного опьянения едет по федеральной трассе в сторону Смоленска. Машина виляла по всей по всей ширине дороге и создавала опасность для других транспортных средств.
Мы остановили авто в районе деревни Васьково. За рулем находился пожилой мужчина, у которого, как выяснилось, случился инсульт. Но он, ничего не понимая, пытался ехать дальше. Инспекторы ДПС пересадили дедушку в свою машину, один из них отвез пожилого водителя в больницу, другой сел за руль его авто и перегнал его в Смоленск. Дедушка остался жив, месяц спустя мне позвонила его супруга и благодарила инспекторов за помощь.
А еще замечаю, что именно в сельской местности (в городе такого нет) дети при встрече патрульной машины останавливаются и отдают честь…И такое отношение не может не вдохновлять на дальнейшую работу.
— Сергей Михайлович, что бы Вы хотели пожелать себе и коллегам в преддверии профессионального праздника?
— Здоровья, терпения, причем не только самим сотрудникам ГАИ, но и их семьям. Ведь ребята устают – порой работают 4-5 смен кряду по 12 часов, и дома они ждут поддержки понимания. Впрочем, несмотря ни на что, при заступлении на смену у всех инспекторов буквально горят глаза. Они полны решимости ловить нарушителей – нетрезвых водителей, мотоциклистов и перевозчиков незаконной продукции.
Олеся Томашова