Воздвижение Креста Господня
Праздник Воздвижения на Руси отмечают 27 сентября (по новому стилю). Он всегда приходился на этот день, объединял в себе церковные и народные традиции. Считался заключительным днем бабьего лета, третьей и последней встречей осени — Осенины, окончанием уборки в огороде, началом «праздников капусты».
Вероятно, крестьяне совсем не понимали истинного смысла и значения церковного праздника Воздвижения. В народе считалось, что в этот день все как бы сдвигалось — хлеб с поля на гумно «сдвинулся», так как к половине сентября обыкновенно оканчивалась уборка хлеба и начиналась молотьба.
По всей Руси народ верил, что в этот день не следует начинать важные и значительные дела, так как это окончится неудачей или будет бесполезным. Согласно традиции: нельзя выполнять работы по дому, делать ремонт, уборку, шить, вязать, вышивать. Также нельзя ссориться и ругаться с кем-либо, особенно с близкими людьми, иначе отрицательная энергия вернется людям втройне. Не рекомендуется давать взаймы и одалживать деньги.
Крестьяне верили, что на Воздвижение происходит битва между «честью» и «нечестью», воздвигаются одна на другую две силы: правда и кривда, «свято» и «не свято». Но Крест святой гонит тьму, чтобы привлечь помощь высших сил. В этот день в закрома, в сусеки, корове в ясли крестьяне клали вырезанные из дерева кресты, а то и просто ветки рябины крест-накрест. На дверной притолоке и на воротах амбаров подновляли кресты для защиты своего дома, скотины и собранного урожая от бед.
На Воздвиженье немало бытовало поговорок: Воздвиженье осень навстречу зиме двигает. Воздвиженье сдвинет зипун, надвинет шубу. На Сдвиженье последний воз с поля движется, на гумно торопится. На Воздвиженье кафтан с шубой сдвинулся и шапка надвинулась. На Воздвиженье солнце, когда всходит — гуляет, прыгает, движется. Ключи от лета — у сизой галочки, и она, отлетая в тёплые края, замыкает его и забирает с собой ключи. В Воздвиженьев день медведь залегает в берлогу.
Многие крестьяне знали, что в этот день нужно посетить храм, помолиться перед иконой Воздвижения Креста Господня. К ней обращаются с просьбами о даровании милости Божьей в непростых жизненных ситуациях. Она помогает обрести силу духа, возвращает здоровье тем, кто страдает проблемами с суставами, постоянными головными болями.
Кстати, каждый верующий знал, что символ этого праздника — крест имеет в православии огромное значение. Он защищает от зла, нечистых помыслов и деяний. Дает людям возможность впустить в свое сердце надежду и любовь, наполнить мир добротой. К празднику принято устанавливать кресты на куполах строящихся храмов, освящать небольшие церкви и часовни. Верующие покупают в этот день в храме три свечи, которыми крестят углы своих жилищ, читая молитву. Согласно поверью, если искренне, с чистым сердцем помолиться на Воздвиженьев день, то Животворящий Крест подымет человека и со смертного ложа. Так как крест — символ страданий, то, согласно церковному уставу, в этот день следует соблюдать строгий пост: нельзя есть мясные и молочные продукты, яйца, рыбу. Считается, что тем, кто не ест пищу животного происхождения, будут прощены семь грехов. На тех же, кто не постится, семь грехов воздвигнутся.
В этот день старались делать разнообразные кушанья из капусты. Говорили: «На Воздвиженье у доброго молодца капуста у крыльца» Вот потому народе праздник получил название «капустницы». В это время было принято заготавливать капусту на зиму. Говорили: «Воздвиженье — капустница, капусту рубить пора!», «На Воздвиженье первая барыня — капуста», «Смекай, баба, про капусту — Воздвиженье пришло».
Кстати, девушки нарядившись, ходили друг к другу в гости рубить капусту, за работой пели и шутили. Парни присматривали себе невест. Вот такие были осенние вечеринки — «капустники», которые устраивала молодежь.
Некоторые люди интересуются: «Можно ли ходить в лес на Воздвижение Креста Господня»? В старину это строго-настрого запрещалось, чтобы не быть укушенными змеями. В лес также нельзя было ходить, чтобы не встретить оборотня или лешего, который устраивал осмотр своих владений. Встретившемуся ему человеку злые духи могли причинить вред — сбить с пути или напугать. В этом случае, согласно преданиям, всегда рекомендовалось носить нательный крестик, отлитый из серебра, регулярно посещать церковь и принимать причастие. Нужно было снять с себя одежду, как следует встряхнуть ее и прочитать молитвы, к примеру, вот такие:
«Боже! именем Твоим спаси меня, и силою Твоею суди меня. Боже! услышь молитву мою, внемли словам уст моих, ибо чужие восстали на меня, и сильные ищут души моей; они не имеют Бога пред собою. Вот, Бог помощник мой; Господь подкрепляет душу мою. Он воздаст за зло врагам моим; истиною Твоею истреби их. Я усердно принесу Тебе жертву, прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо, ибо Ты избавил меня от всех бед, и на врагов моих смотрело око мое.
«Спаси, Господи, людей Твоих и благослови все, что принадлежит Тебе. Дай победы на врагов православным христианам, и сохрани силою Креста Твоего тех, среди которых пребываешь Ты».
Считалось, что это поможет найти быстрее дорогу домой. Во многих селениях вообще не ходили в лес от Воздвижения до Благовещения. Люди верили, а потому нужно было крепко запереть ворота, калитки и двери: не дай Бог, в дом заползет змея или нечистая сила.
Бытовали другие языческие приметы и обычаи. Например, в этот день было запрещено переходить странные следы на земле, так как их могла оставить лесная нечисть. Считалось, кто эти следы перейдет, тот в скором времени тяжело заболеет. А вот увидеть птиц, которые улетают на юг, считалось хорошей приметой: при этом можно загадать желание, которое, как говорят, непременно сбудется.
Также в это время отмечались «овинные именины» — именины духа, живущего в овине. Чтобы не потревожить его, в овине не проводили работы. На окне здесь оставляли вышитое полотенце и на ночь — угощение овинному хозяину
Если в день праздника дует северный ветер, то лето в следующем году будет теплым; западный же ветер предвещает плохую погоду в летние месяцы; заморозки с утра — к ранней зиме.
В день Крестовоздвижения положено совершать всенощное бдение и литургию. Центральным событием становится праздничное богослужение накануне праздника — бдение. Интересно, что во время Крестовоздвижение Евангелие читается не посредине храма, а в алтаре.
Кульминационный момент праздника — когда первенствующий священник или епископ, одетый в фиолетовое облачение, выносит Крест. Все молящиеся в храме целуют святыню, а предстоятель помазывает их святым елеем. Во время общего поклонения Кресту поется тропарь: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».
Крест лежит на аналое до 4 октября — дня отдания Воздвижения. На отдание священник уносит Крест в алтарь.
Олег Козлов