Общество,  Сельское хозяйство

Как журналист дояркой стала или почти стала

Корреспондент газеты «Наша жизнь» на один день сменила профессию и стала оператором машинного доения.
Идея побывать на молочной ферме у меня возникла давно. Профессия журналиста тем и хороша, что ты можешь попробовать себя в самых разных профессиях, пообщаться с людьми, узнать секреты их мастерства.

Есть одно неписаное правило:  рассуждать о человеке, делать выводы о сложности той или иной профессии можно только тогда, когда ты хотя бы попытаешься поставить себя на место этого человека. Вот я и решила поставить себя на место доярок — героинь моего очередного материала  в самом прямом смысле этого слова

Главный редактор  идею мою поддержала, и я отправилась на ферму. Главный зоотехник ПСК «Новомихайловскии» Василий Гурченков, конечно, удивился, услышав о  моем желании поработать у них на ферме, но «добро» все же дал, и мы отправились на молочный комплекс в деревню Новомихайловск.

Первые впечатления

В тот день на улице и не пахло весной, дул холодный пронизывающий ветер. Небо то и дело затягивали тяжелые серые тучи, поэтому настроение мое немного испортилось. На душе  «скребли кошки»: А справлюсь ли я? Лучше бы взяла себе другую тему, сидела бы в теплом кабинете и писала материал.

Но, нет! Беру себя в руки! Сама  же поставила себе такую задачу.

По понятным причинам на утреннюю дойку мы не попали, она начинается в пять утра, поэтому наша встреча была назначена на обеденное время.

Мы приехали немного раньше.  На ферме еще никого не было, буренки отдыхали в ожидании своих кормилиц. В ответ на наше появление лишь несколько животных лениво протянули длинное: «Муууу» —  и тут же забыли о нашем существовании.

Честно говоря, первым моим желанием после того, как я переступила порог фермы, было «взять ноги в руки» и скорее оттуда убежать и спрятаться куда-нибудь. Я не ожидала увидеть так много  коров в одном месте. Предполагала, конечно, что их будет немало, но столько… Перед глазами почему-то мысленно возник  муравейник. Понятное дело, что никто не заставит меня подоить их всех, но чувство страха просто сковало ноги.

 Я понимала, что меня ждет полное «фиаско». Вроде бы, и не городской житель, а коров попробовать подоить — испугалась.

Моя напарница

Пока мы стояли у кабинета начальника участка, сама себя мысленно успокаивала. Решила осмотреться. На ферме был порядок, и это сразу бросалось в глаза:  все выметено,  рабочий инвентарь — на своем месте. Очень много всяких ведер, тазиков, ванночек, бутылок для кормления телят, бидонов. Стоят огромные бочки с водой.

Есть даже  места для отдыха доярок…

А  еще  было очень тепло. И нос  жутко щекотал «фирменный запах». Эта смесь из силоса, сена, «коровьих лепешек», молока просто будоражила!

Тем временем у входа послышался звонкий женский смех. Наконец-то приехали рабочие! Сразу обратила внимание, что операторы машинного доения на этой ферме — молодые, интересные, симпатичные женщины. Они подошли к нам.  В их  глазах явно  читался немой вопрос: «Заняться ей что ли нечем?» Не сидится в теплом кабинете?»

Мы еще немного поизучали друг друга, и первой прервала молчание Ирина Александровна Кузьменкова,  начальник участка. Она  тепло и радушно меня поприветствовала. Для нас обеих этот эксперимент был первым. И мне очень хотелось, чтобы он не провалился.

Мы долго решали, с чего начать, какую работу мне нужно будет выполнить. В итоге Ирина Александровна  познакомила меня с моей напарницей — Светланой Петровной Бушуевой, которая  оказалась очень добродушной, позитивной, разговорчивой женщиной. Степенная, улыбчивая, статная с натруженными руками. Именно такой я и представляла себе опытную доярку. Светлане Петровне 49 лет, в ПСК «Новомихайловский» она трудится уже более 7 лет, а до этого 18 лет работала дояркой   в Починковском районе.

«Мне эта профессия можно сказать по наследству досталась от мамы, она тоже всю жизнь в колхозе отработала», — смеется Светлана Петровна.

Пора было приступать к работе, Светлана Петровна сказала мне надеть халат и головной убор.

«Вот какая хорошенькая доярочка у нас получилась», — ласково улыбнулась мне женщина.

Потом она обошла всех своих коров.  С каждой поздоровалась,  для каждой у нее ласковое слово нашлось.

«У меня есть любимицы: Подружка, Ода, Рыжка, Груша, они ласковые коровки, дают больше всех молока. Я их иногда балую, принесу им корочку хлеба или конфет, — рассказывает моя напарница. —  Есть, конечно, буренки и с характером, могут и лягнуть, и молока не дать. Но я на них не обижаюсь. У животных, как и у людей, тоже свой характер, и к каждой особый подход нужен».

Теленок «Козявочка»

Подоить нам  нужно  было сорок буренок. Но для начала мы разносим им посыпку, ее дают только в обед. Вообще подачу кормов осуществляет кормораздатчик. Но посыпку нужно разносить самим.

Она в мешках весом примерно  килограммов  в тридцать. На спину мне этот мешок помогла закинуть Светлана Петровна. Хоть идти до кормораздатчика и недалеко, мне это расстояние показалось километровым. Тяжело, ничего не скажешь.

Но на этом трудности только начинались. Тяжелый мешок нужно постоянно держать в руках и при этом насыпать немного корма коровам.. .

 Ну, ничего справилась. Ура!

Дойку еще не включили, поэтому Светлана повела меня к телятам.

«У меня пока 7 малышей, я стараюсь приходить пораньше и накормить их, а потом уже доить коров. Многие делают наоборот, а мне их жалко, они же крошки, кушать хотят, — рассказывает Светлана Петровна. — Кормлю молоком, обязательно предварительно его согрею в ванночке с кипятком и перед кормлением проверю, чтобы оно не было горячи. Еще у телят нужно поменять солому».

Моя напарница  подвела меня к своему любимчику по кличке «Козявочка», он родился совсем недавно. Веселый, озорной малыш лихо начал скакать в просторной клетке. А какие у него глаза… Они бездонные, в них можно просто утонуть…А ресницы…Позавидует любая девушка! Жутко захотелось дотронуться до теплого, мокрого носика, но, к сожалению, теленок, не пошел ко мне.

«Не расстраивайся, Надюша, ты же чужая, он тебя не знает. Эти животные очень умные. Вот, например, меня они и по запаху, и даже по голосу узнают», — успокоила меня Светлана Петровна.

А вот покормить себя «Козявочка» все же позволил. Победа!

Пора за работу

Тут по всему комплексу что-то загудело. На мой немой вопрос ответила Светлана Петровна: «Ну, все пора за работу, это включили дойку».

 Мы взяли ведра с тёплой водой, тряпки. На шею мне Светлана Петровна повесила доильный аппарат. Весьма увесистый, скажу я вам.

Пока я дошла со всем этим нелегким инвентарем до своей напарницы, она уже подскребала навоз у пяти коров и помыла буренкам вымя.

«Так, Надя, сейчас будем приставлять аппарат, смотри внимательно», — скомандовала моя напарница.

 Я подошла к буренке, начала ее гладить по спине, приговаривая: «Потерпи, моя хорошая, я аккуратно, постараюсь тебе не навредить».

В ответ в лицо мне прилетела грязная кисточка хвоста и длинное: муууу:

«Ты кто такая?» — как будто спросила она.

Желание подоить корову отпало вмиг! Светлана Петровна не смогла сдержать смеха, ее явно забавляла идея обучить новенькую мастерству машинного доения. Доильный аппарат мне все же удалось «присосать» к вымени, но экспериментировать я больше не стала, дабы своими неумелыми действиями не навредить животным.

Я домой

Я уже намеревалась отправиться восвояси! Доярка из  меня никудышная получилась, как показала практика! Но не тут-то было.

Светлана Петровна с улыбкой на лице протянула мне скребок и сказала почистить навоз у оставшихся буренок.

Что ж задача поставлена! Тем более это для меня отличная физкультура! Принялась я за работу весьма энергично, но через десять минут по моей спине побежали струйки пота, а еще через пять минут затряслись ноги. Светлана, видя мое раскрасневшееся лицо, сжалилась надо мной: «Давай, я доделаю, милая, а то  ты у меня сейчас сама замычишь от усталости!»

«Конечно, все приходит с опытом. Будь у меня побольше опыта, и я бы с работой справились. А так только попробовала ее испытать на себе да море эмоций от общения со своей напарницей и ее подопечными испытала,  —  думала я по дороге обратно. 

 И еще я сделала для себя один вывод. Увидев сегодня, как быстро, профессионально, не пропуская ни один этап дойки, работают женщины, я испытала настоящую гордость за наших сельских женщин. Вот уж поистине и коня на скаку остановят, и сорок коров подоят, а еще дома с хозяйством управятся, и снова на работу. 

А еще знаете, хотя труд на фермах и стал более механизированным, дояркам нашим все равно нелегко приходится. А потому честь им и хвала за их работу. За то, что землю нашу русскую всей душой своей любят. За то, что себя работе в сельском хозяйстве отдают.

Ну, а я свои попытки стать на место своих  новых героев еще продолжу…

Надежда БОЛДЫРЕВА