75-летие Великой Победы,  Общество,  Регион

Память о павших нетленна!

Сегодня, земляки, я поведаю вам ещё одну историю со слезами на глазах. Ещё одну, потому что совсем недавно подобное же событие уже имело место быть в нашем Монастырщинском районе. Я имею в виду перезахоронение останков воина-монастырщинца, которые были обнаружены поисковиками на территории Новгородской области. Тогда, а было это 3 августа 2018 года, на своей родной земле в деревне Босияны нашёл место упокоения защитник нашей Отчизны, солдат Егор Петрович ЛАПИН.

И вот новая подобная весточка дошла до нас через интернет. Поздним вечером 14 ноября в социальной сети «Одноклассники» в группе «КРИВИЧИ» появилось объявление: «Внимание! Мигновичи! Ищем родственников! В районе боёв за Ратчинскую переправу поисковики Кардымовского района подняли бойца 741-го полка Городничева Василия Захаровича, 1908 года рождения, уроженца д. Мигновичи нашего Монастырщинского района. Жена — Городничева А.П. Прошу срочно оказать помощь в поиске родственников или поделиться информацией.
Комиссар поискового отряда «Кривичи» Раиса Туманова».

В течение суток информация собрала 230 лайков и 32 человека поделились этой потрясающей новостью. Уже в полночь стало известно о родственниках солдата, а утром с Раисой Николаевной связалась его внучка Людмила Михайловна. Такое в истории наших поисковиков было впервые. Спасибо всем, кто не остался в стороне!
Как сообщила нам командир поискового отряда «Переправа» Наталья Максимова, полевые поисковые работы «Вахты Памяти» проводятся на территории Кардымовского района вблизи деревни Вачково у Ратчинской переправы, одной из пяти переправ через Днепр (часть Соловьёвой переправы), уже более 30 лет. Именно здесь в июле 1941 года шли жесточайшие бои. Через переправу наши войска перегоняли военную технику.
В какой обстановке воевал 741-й полк и как погиб его боец-прожекторист Василий Городничев, вы поймёте, познакомившись с информацией о том, что происходило на Днепре в начале войны.
Как ни прискорбно, но документов по Ратчинской переправе очень мало. Через нее вышли из окружения в августе 1941 года героически оборонявшие Смоленск 16-я и 20-я армии.
27 июля фашистские войска ударом в тыл окружили советские войска севернее и западнее Смоленска. Наши дивизии были вынуждены отступать на восток. Капитан Иван Флеров, командир первой в РККА отдельной экспериментальной батареи реактивной артиллерии, получил приказ перебросить батарею реактивных установок «катюш» к станции Кардымово. По прибытии туда он получил новый приказ: немедленно переправляться через Днепр у села Соловьево. Пробиваться к Соловьевой переправе не имело смысла — она была разбита. Было принято решение двигаться в направлении к Ратчино. Батарея прошла путь с боями. Возле деревни Пнёво был дан залп по позициям гитлеровских войск. Ни одна ракета не ушла за пределы цели.
В память о сокрушительных залпах батареи на Соловьевой переправе установлен памятник легендарной «катюше».
741-й зенитный артиллерийский полк был наиболее укомплектован и подготовлен. После отхода из Смоленска 15 июля 1941 года бригада сосредоточилась восточнее города и прикрывала от ударов с воздуха отходившие войска 16-й и 20-й армий.
Тяжёлые бои бригада вела в третьей декаде июля 1941 года, основные силы сосредоточив на обороне переправ. Так, 22 июля 1941 года бригада отбивала налёты на переправы в районе Соловьево — Пнево, отразив 14 налётов и сбив 4 самолёта. В этот день полностью погибла одна из батарей 741-го зенитного полка, направленная в Ельню и попавшая под танковый удар, но при этом уничтожила два танка.
К 26 июля 1941 года зенитные части, прикрывавшие Соловьёву переправу, оказались в окружении. Учитывая особую важность переправ, на Днепр был направлен 741-й полк. Бои не прекращались ни днём, ни ночью. 27 июля 1941 года смертью храбрых погиб в бою Василий Городничев.
Командир полка сформировал из состава полка штурмовой отряд и сумел пробиться к Днепру 2 августа 1941 года в районе деревни Ратчино.
К вечеру 6 августа 1941 года советские войска были прижаты к правому берегу Днепра. Командир бригады, собрав около 800 бойцов из всех подразделений, организовал контратаку, отбросил войска противника на расстояние до полутора километров от переправы, что позволило продолжить эвакуацию через Днепр.
С 11 августа 1941 года бригада поддерживает войска Западного фронта в наступлении на смоленском направлении, а с 30 августа по 6 сентября 1941 года участвует в Ельнинской операции, поддерживая войска 24-й армии.

В тех боях погибло более 100 000 наших солдат. Боже, СТО ТЫСЯЧ жизней на таком маленьком участке… В настоящее время десятки «Вахт Памяти» проводятся на полях этих жестоких сражений. Сотни советских солдат найдены и с почестями перезахоронены в братских могилах мемориала «Соловьёва переправа».
И сейчас, спустя 79 лет, только в один день 13 ноября 2020 года бойцами поискового отряда «Переправа» Кардымовского района у Ратчинской переправы были найдены останки двух воинов. Во время эксгумации солдатских медальонов при них обнаружено не было, но при одном из них находилась особенная старинная ложка с нацарапанной на ней фамилией — «ГОРОДНИ…»

  • Время не пожалело и металл. С трудом можно различить «че», а последней буквы, увы, уже нет. Найдена и фляжка солдата, на которой была надежда прочитать фамилию. На ней нашлись две заветные буквы по самому краю завинчивающейся крышки — «ГВ». Поиски в архивах помогли определить владельца этой самой ложки и фляжки. Им оказался наш земляк, уроженец деревни Мигновичи Монастырщинского района Василий Захарович ГОРОДНИЧЕВ — рассказывает командир отряда. — Очень больно держать подобные вещи в руках… Такое ощущение, что держишь ниточки чужих жизней. На нас никто не возлагал такой «груз», но мы его тащим. И живём надеждой, что найдутся родственники солдат той войны и перейдут им по праву весточки от их дедов-прадедов…
    Не передать словами, земляки, состояние, которое переживаешь при получении такого известия…

Поиск родственников Василия Захаровича дал свои результаты. При помощи местных жителей Елены Атрошенковой и Галины Мачульской поисковики отряда «Кривичи» смогли установить, что в настоящее время на территории Смоленщины проживают две его дочери — Мария Васильевна Сашнёва в д. Раёвка и Татьяна Васильевна Мешалкина в д. Мигновичи, а также в Смоленске внучка, дочь Марии — Людмила, а в Санкт-Петербурге ещё одна — третья его дочь — Валентина Васильевна Дубовец. В минувший вторник вместе с главой Татарского сельского поселения Геннадием Кулагиным и менеджером сельской администрации Еленой Горбачёвой мы побывали в Раёвке, где проживает самая старшая из дочерей — Мария Васильевна Сашнёва, и попросили её поделиться воспоминаниями об отце.

  • Около 100 человек были призваны от нас тогда в армию. Провожали их на фронт всей деревней, в том числе и моего отца, — вспоминает Мария Васильевна. — Он нёс меня на руках, и я, как сейчас помню, всю дорогу плакала. Он меня очень любил! Тогда-то он мне и сказал, что домой уже не вернётся…
    Мы подождали определённое время, чтобы она смогла справиться с нахлынувшими от воспоминаний чувствами, и спросили о письмах с фронта.
  • Да были письма, по крайней мере одно точно. Помню, мама рассказывала, что в нём он спрашивал, кто у них родился. Очень хотел сына — помощника в его трудах и продолжателя фамилии, но родилась Таня. Мне в тот 1941 год было 5 лет, а Вале три годика. Получается, что каждые два года семья наша в количественном составе увеличивалась ровно на одного человека!
    Да, не дала проклятая война сбыться мечте Василия Захаровича о сыне, разбила счастье их дружной семьи.
  • Пришла похоронка, мы с мамой очень плакали. Потом сходили в храм, чтоб помолиться и свечку поставить за упокой его души. Да, помню ещё из его письма, что он кухню возил, и про реку написал, у которой потом и погиб, что вода в ней была вся красная от человеческой крови…
  • Расскажите поподробнее, — прошу её, — об отце, семье, в которой рос: чем занимался, где и как он трудился и каким вообще был человеком по жизни?
  • Семья их состояла из пяти человек: отец, мать, он и две его сестры. Все очень трудолюбивые и умные. По материнской линии — Блиновы. Все образование получили, в том числе и военное, а по отцовской линии все связаны были с землёй, с крестьянским трудом. По этой же стезе пошёл и их сын — мой папа. Заботливый очень человек, работящий, не пил и не курил. Недоволен был очень, когда землю у него забрали, в то время шла борьба с кулачеством. А какой он кулак? Просто хороший хозяин! Всё сам, везде и всё без посторонней помощи делал, только своими руками! Но жизнь продолжалась и требовалось трудиться, семью кормить. А чем? Валял валенки, шил отличную, как сейчас бы сказали, модельную обувь с каблучками. На вырученные деньги, бывая в Татарске, часто покупал конфет мне — своей любимице! Это, вероятно, оттого, что я была первенцем, а значит, самым долгожданным ребёнком в семье.
  • Что Вы можете вспомнить из того военного лихолетья, когда Смоленщина была оккупирована фашистами?
  • Я уже сказала, что у отца были две сестры. Так вот, одна из них жила в Москве и работала на военном заводе. Летом сорок первого она приехала к родителям в гости, а тут война… Так в Мигновичах она и осталась, а было ей на тот момент 18 лет. Уже при немцах приходит как-то к ним староста и сообщает, что она должна прибыть на сборный пункт, а если её спрячут, то вся семья будет расстреляна… И её угнали на работы в Германию, где она и мучилась все годы войны.
    Ещё знаю о таком факте. Бабушка, мать отца, прятала девочку-еврейку. В то время мы перебрались в Красатинку, где было безопаснее. Но и туда, конечно, наезжали немцы. И первым вопросом был: «Матка, партизаны есть?» Мама сразу в слёзы, а фашисты на это: «Нечего реветь, это война!..» Никто эту девочку так и не выдал!
    Помню и страшный, зверский, хочу сказать, случай, когда фельдшера — еврея, который жил в Татарске, фашисты кинули под колёса застрявшей машины…
  • Что ещё можете вспомнить об отце?
  • У него и второй сестрёнки, что жила тоже здесь, были балалайки. Они на них вдвоём здОрово играли, да так, что собиралась вся деревня. А я под эту их музыку танцевала. Он даже прозвал меня за это — «месик», наверное, за то, что я, танцуя, грязь ногами месила…
    Вот такой получилась беседа в Раёвке с Марией Васильевной.
    Сама она тоже вся в отца. Давно перешагнув порог девятого десятка, всё ещё самостоятельно справляется с хозяйством, в котором есть у неё и птица, и живность, а красой всего является коза с симпатичной кличкой Ласка.
  • Она от неё нигде не отстаёт, — рассказала мне Елена Васильевна, — как увижу козу возле магазина, так сразу понимаю, что хозяйка её тут же, пришла за покупками.
    А что Мария Васильевна хорошая и гостеприимная хозяйка, мы поняли сразу. Чуть ли не с порога она стала предлагать нам чаю и потчевала вкусными пирожками с капустой!
    Но вернёмся всё же снова к её отцу Василию Захаровичу Городничеву. Он главный не только в этой истории, но и навечно главный во всей истории нашей страны, нашего народа. Он защитник Отчизны своей, который пожертвовал самым главным — своей жизнью за нашу свободу и мирное небо над своей Родиной. Он воин и этим всё сказано!
    Много ещё намеревался сказать я Марии Васильевне, но вместо этого вдруг непроизвольно стали срываться с губ строчки из известной песни на слова Михаила Львова:
  • Поклонимся великим тем годам,
    Тем славным командирам и бойцам.
    И маршалам страны, и рядовым,
    Поклонимся и мёртвым, и живым!
    Всем тем, которых забывать нельзя,
    Поклонимся, поклонимся, друзья!..
    Мы не забудем Вас, Василий Захарович, как не забудем всех тех, кто ушёл тогда на войну, чтобы спасти родную страну, своих соотечественников от порабощения!
    Не забудем этого никогда, ведь память о наших героях нетленна!
    Низкий поклон Вам от всех нас, ныне живущих!
    СПАСИБО ЗА ПОБЕДУ!

    Боец поискового отряда «Кривичи»
    Михаил СТОЛБИКОВ

P.S. Родственники погибшего воина очень надеются, что останки их отца и дедушки будут захоронены на его малой родине в Мигновичах.